Разработанная модель здоровьесберегающего образовательного процесса в нашем детском саду – это комплексная система воспитания ребенка, главной целью которой является формирование здорового, физически раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства ребенка.
Отследить результаты озоровительной работы в учреждении помогает комплексный самоконтроль, в который входят:
- медицинское обследование состояния здоровья детей;
- обследование физического развития детей;
- анализ организации и проведением разных форм двигательной активности воспитанников: занятий по образовательной области «Физическая культура», утренней гимнастики, подвижных игр и физических упражнений на прогулке, физкультурных развлечений и праздников, дней здоровья, самостоятельной двигательной деятельности во вторую половину дня, физкультминуток и двигательных пауз;
- анализ организации закаливающих мероприятий;
- изучение и анализ выполнения санитарных норм к оборудованию помещений детского сада и территории учреждения дошкольного образования.
Взаимодействие педагогических и медицинских работников позволяет планировать день воспитанника таким образом, чтобы все оздоровительные мероприятия проводились без какого-либо физического и психического напряжения, не препятствовали участию воспитанников в запланированных мероприятиях образовательного процесса, а также реализовывались принципы последовательности, систематичности, медицинского контроля. С этой целью внедрено в практику работы всех групп ведение тетради преемственности между законными представителями воспитанников и медицинским персоналом, в которой отражаются результаты проведения профилактических и медицинских процедур, рекомендации врача по лечению и оздоровлению ребенка. Администрацией детского сада совместно с медицинскими работниками разработано расписание получения воспитанниками разных возрастных групп процедур физиокабинета, что позволяет исключить отсутствие воспитанников на занятиях.
Таким образом, в детском саду сложилась своя система оздоровления дошкольников, которая состоит из следующих разделов:
- анализ физического и психического здоровья детей – сбор информации о состоянии здоровья каждого ребенка, наличие той или иной патологии, физических, социальных, интеллектуальных возможностей;
- разработка рекомендаций общего и индивидуального оздоровления воспитанников,
- проведение коррекционной работы, направленной на создание психоэмоционального благополучия ребенка;
- ежедневная работа педагогических работников по формированию у детей привычек здорового образа жизни: обязательное включение двигательных пауз между занятиями, тематических минуток «Здоровья», «Вежливости», «Безопасности», писхогимнастики, упражнений на релаксацию, профилактику плоскостопия, нарушения зрения и осанки, элементов дыхательной гимнастики;
- создание психологически безопасной, комфортной обстановки в учреждении дошкольного образования;
- создание условий для самореализации воспитанников в деятельности через участие в объединениях по интересам разной направленности: художественной, культурно-досуговой, естественно-математической, общественно-гуманитарной.
Система оздоровительной работы определяется с учетом исходного уровня здоровья ребенка. При поступлении ребенка в детский сад медицинской службой проводиться мониторинг его состояния здоровья. На основе полученных данных с учетом диагноза ребенку выставляется группа здоровья, определяется группа по физкультуре:
- Основная – дети без отклонений в физическом развитии и в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но с достаточно физической подготовленностью (59 чел.). Эти дети посещают спортивные секции и танцевально-спортивный кружок.
- Подготовительная – дети с незначительными отклонениями в развитии и в состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений. Для этих детей занятия проводим в щадящем режиме.
- Специально медицинская группа - включены дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, некоторыми хроническими заболеваниями.
- Группа лечебной физкультуры – детям рекомендована лечебная физкультура разного направления. Данную услугу воспитанники получают на базе детской поликлиники.
Жизнь каждого ребенка в детском саду строится на основе продуманного чередования физических и интеллектуальных нагрузок, разных видов и форм деятельности.
Двигательный режим в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышения функционального уровня систем оздоровления, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. В комплексы утренней гимнастики включены элементы корригирующей гимнастики, способствующей профилактике нарушений осанки и плоскостопия. После двигательных нагрузок обязательно используются дыхательные упражнения для восстановления систем организма. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому такие упражнения очень полезны. Для укрепления ног и свода стопы, для профилактики плоскостопия дети проходят босиком по массажным дорожкам. После гимнастики дети моют лицо, шею, руки по локоть прохладной водой, что служит закаливающей процедурой.
Для оптимизации и коррекции развития моторно-двигательной сферы воспитанников в детском саду оборудован спортивный зал, который оснащен детскими тренажерами, сухим бассейном, фитбол-мячами, наборами мягких модулей, чудо-лесенкой, степ-платформами.
Физкультурные занятия – это ведущая форма организованного систематического обучения детей двигательному умению и навыкам. В неделю планируется три физкультурных занятия, форма одежды детей спортивная, облегченная. Одно из занятий обязательно проводится на свежем воздухе. Сочетание двигательной нагрузки и свежего воздуха многократно увеличивает положительный оздоровительный эффект данной формы. Хорошее настроение детей – лучший показатель эмоционального отношения ребят к физкультурным занятиям.
В каждой группе детского сада оформлен «спортивный уголок», где помещено необходимое оборудование. Он размещен в удобном для детей месте, дети имеют свободный доступ к нему, этим обеспечивается разнообразная и самостоятельная двигательная и игровая деятельность.
Педагогические работники детского сада применяют физкультминутки с целью предупреждения утомляемости на занятиях, связанных с сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания. Длительность ее составляет 3-5 минут. Физкультминутки подобраны в соответствие с тематикой недели, проводятся в форме имитационных, игровых упражнений общеобразовательного воздействия, как правило, сопровождаются текстом, музыкой.
Другая форма отдыха – двигательная пауза, проводиться воспитателем дошкольного образования во время перерыва между фронтальными занятиями. Основное ее назначение состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомления у детей и снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой. Игровые упражнения физкультурных пауз просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны во времени, доступны детям с разным уровнем двигательной активности.
Прогулки на свежем воздухе проходят два раза в день с обязательным проведением игровых физических упражнений и подвижных игр, которые в большей степени, чем все другие формы физической культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении.
После дневного сна воспитателями дошкольного образования ежедневно проводят оздоровительную ходьбу босиком по массажным коврикам в сочетании с простыми упражнениями. Она необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности.
В наши дни дети крайне редко видят должный пример для подражания со стороны близких ему взрослых. Они видят, что взрослые, чтобы не болеть, пьют таблетки, а не занимаются спортом. Большую роль уделяем работе с родителями. Проводим анкетирование родителей, индивидуальные, тематические беседы о здоровом образе жизни, консультации, родительские собрания. Используем наглядные методы работы, а именно: информационные стенды, памятки-инструкции, папки-передвижки, буклеты Активно привлекаем родителей к проведению в детском саду физкультурных праздников и досугов.
Двигательный режим в нашем детском саду, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении, - важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего распорядка дня.