Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию администрации Первомайского района г. Витебска
Государственное учреждение образования «Санаторный детский сад №37
г. Витебска»
СОГЛАСОВАНО
Консультант(ы)
Турбикова Яна Александровна
Методист отдела дошкольного и
специального образования
государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»
_______________Я.А. Турбикова
«_____»_____________2024 г.
Контактный телефон
телефон +375(29) 305-99-34
e-mail tya@post.voiro.by
|
|
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель заведующего по основной деятельности ГУО
«Санаторный детский сад
№ 37 г. Витебска»
______________И.М.Гефтер
(подпись)
_______________ 20______
(дата)
МП
|
СПРАВКА
о промежуточных результатах реализации творческого проекта
«Биоэнергопластика как средство развития речи детей дошкольного возраста»
2023/2024учебный год
Заместитель заведующего
по основной деятельности
|
|
|
учреждения образования
|
|
|
Гефтер Инна Михайловна
|
|
|
|
Контактные телефоны
8(0212) 61 98 27
8(029) 211 90 62
|
|
|
|
|
|
г. Витебск, 210004, ул.Широкая,22
|
|
|
|
е-mail du37@pervroo-vitebsk.gov.by
|
|
Витебск, 2024
Общие данные
Государственное учреждение образования «Санаторный детский сад № 37
г. Витебска»
Тема проекта: «Биоэнергопластика как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Цель: создание и внедрение системы работы по развитию и коррекции речи детей дошкольного возраста средствами здровьесберегающей технологии – биоэнергопластики.
Задачи:
оптимизировать комплекс ресурсных условий для эффективного внедрения системы работы по развитию и коррекции речи детей дошкольного возраста средствами здровьесберегающей технологии – биоэнергопластики;
повысить профессиональную компетентность педагогических работников по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста;
разработать методические рекомендации по развитию и коррекции речи детей дошкольного возраста через использование биоэнергопластики в образовательном процессе;
создать условия для улучшения моторных возможностей ребёнка по всем параметрам, синхронизации работы речевой и мелкой моторики, побуждать детей к переходу от зрительной опоры (зеркала) к выполнению упражнений по ощущениям, используя здровьесберегающую технологию – биоэнергопластику;
провести мониторинг результатов внедрения проекта, систематизировать и обобщить полученные материалы.
Количество участников: 4 педагогических работника и 42 воспитанника
Состав участников реализации творческого проекта:
№
п/п
|
Фамилия, имя, отчество
|
Должность
|
Квалификационная категория
|
Педагогический стаж
|
1
|
Гефтер Инна Михайловна
|
Заместитель заведующего по основной деятельности
государственного учреждения образования «Санаторный детский сад № 37
г. Витебска»
|
Высшая квалификационная категория воспитателя дошкольного образования.
|
35 лет
|
2
|
Вдовина Майя Николаевна
|
Воспитатель дошкольного образования государственного учреждения образования «Санаторный детский сад № 37
г. Витебска»
|
Высшая квалификационная категория воспитателя дошкольного образования.
|
23 года
|
3
|
Соловьёва Татьяна Васильевна
|
Воспитатель дошкольного образования государственного учреждения образования «Санаторный детский сад № 37
г. Витебска»
|
Первая квалификационная категория воспитателя дошкольного образования.
|
11 лет
|
4
|
Гулидина Алина Владимировна
|
Учитель-дефектолог «Санаторный детский сад № 37
г. Витебска»
|
Вторая квалификационной категории
|
8 лет
|
Введение
Одной из главных проблем дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевыми нарушениями.
Учебная программа дошкольного образования ориентирует нас на формирование личности ребенка через собственную деятельность, познавательную активность, творчество детей, развитие личности через различные виды деятельности, через системно-деятельности подход. В программе выделена отдельная образовательная область «Развитие речи и культура речевого общения». Направление учебной программы дошкольного образования «Речевое развитие» обеспечивает овладение нормами и правилами родного языка, развитие коммуникативных способностей, элементарное осознание языковой действительности, подготовку к обучению грамоте. При этом коммуникативная функция рассматривается как основная в речевой деятельности воспитанников, а диалог – как универсальная форма речевого общения.
Как показывает практика, у детей с нарушениями речи наряду с нарушением вербальной стороны речи, прослеживается изменение невербальных процессов, в том числе общая моторная недостаточность. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности.
Работая с детьми, используя метод биоэнергопластики в образовательном процессе можно увидеть, что движение тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.
С сентября 2023 года наше учреждение образование продолжило работу над второй частью основного этапа творческого проекта (сентябрь 2023-май 2024)
Основными направлениями деятельности являются:
- Повышение профессиональных компетенций педагогических работников.
- Самообразование по теме инновационной деятельности.
- Методическое и психолого-педагогическое сопровождение реализации творческого проекта.
- Проведение дифференцированных форм методической работы по определению новых подходов к решению проблемы речевого развития воспитанников средствами биоэнергопластики.
- Организация работы с детьми в нерегламентированной и регламентированной деятельности, используя здоровьесберегающую технологию биоэнергопластику.
- Организация и проведение совместных мероприятий с родителями по использованию биоэнергопластики в развитии речевого общения.
- Мониторинг деятельности и промежуточных результатов реализации проекта, совершение (по необходимости) их коррекции.
- Разработка практических рекомендаций по повышению профессиональной компетентности специалистов.
- Выявление эффективных приемов и механизмов организации работы над творческим проектом.
- Представление результатов по завершении основного этапа творческого проекта в педагогическом коллективе, на методических объединениях, конференциях и т.д.
- Составление календарного плана реализации творческого проекта на 2024/2025 учебный год.
Работа над данной темой проходит через все образовательные области учебной программы дошкольного образования.
Педагогические работники учреждения дошкольного образования уделяют большое внимание разным сторонам речи воспитанников: связной речи, грамматическому строю речи, фонематическому слуху. Работа ведётся во взаимодействии воспитателей дошкольного образования со специалистами, а также специалистов друг с другом.
Система управления реализацией инновационного проекта в учреждении образования
Промежуточные результаты работы над проектом в 2023/2024 учебном году свидетельствуют о формировании инновационного опыта в учреждении дошкольного образования.
Мероприятия плана носят конкретный характер. С целью повышения мотивации участников инновационного проекта разработана система материального стимулирования, которая закреплена в Коллективном договоре учреждения образования и отмечена в приказе.
Создаются условия для презентации инновационного педагогического опыта, удовлетворения профессиональных потребностей и запросов педагогов.
Структура методической работы представляет собой взаимосвязь следующих компонентов: самообразование педагогов, повышение профессионального мастерства посредством участия в методических мероприятиях в учреждении образования, в районе, повышение квалификации, которое обеспечивает организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности. Для информирования педагогического коллектива используются возможности ИКТ. Информационное обеспечение осуществляется на основе использования современных технологий. Информационные потоки представлены следующими направлениями: информирование педагогического коллектива, воспитанников, законных представителей воспитанников, социума через официальный сайт учреждения образования, родительские чаты, электронные носители.
Эффективным механизмом работы педагогов в инновационной деятельности является педагогическое исследование, которое можно определить, как платформу для формирования инновационно-педагогического опыта каждого участника.
Результаты инновационной деятельности
В течение отчётного периода проведён анализ имеющейся и подбор новой художественной литературы для использования на интегрированных занятиях по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения», «Ребёнок и общество»
В учреждении дошкольного образования оформлена наглядная информация для родителей по тематике. Для работы с воспитанниками подобраны стихи с оформлением альбома для каждой возрастной группы. Составлены конспекты занятий с использованием биоэнергопластики для каждой возрастной группы. Развивающая предметно-пространственная среда групп обогащается играми и пособиями по развитию речи с учетом возраста воспитанников.
В рамках работы над творческим проектом в учреждении образования было подготовлено и проведено районное методическое объединение учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи Первомайского района г. Витебска по теме «Использование метода биоэнепргопластика в развитии речи детей дошкольного возраста». На методическом объединении присутствовала и выступала методист отдела дошкольного и специального образования ГУДОВ «Витебского областного института развития образования» Турбикова Яна Александровна. Был представлен опыт работы учителя-дефектолога учреждения образования Гулидиной А.В. по данной тематике. Участникам методического объединения были представлены видеофрагменты занятий воспитателя дошкольного образования, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания с использованием элементов биоэнергопластики. В результате закрепления представлений о методе биоэнергопластики, участники на практике с помощью логопедической сказки с использованием биоэнергоплатики закрепили свои умения и получили в свою копилку знания для работы с воспитанниками по данной тематике. Каждый участник получил в подарок красные перчатки для работы с воспитанниками по артикуляции. Присутствующие могли посетить выставку методических пособий, игрового материала, который изготовлен и приобретён для использования в работе педагогическими работниками учреждения образования.
Для педагогических работников в течение года были проведены следующие консультации: «Использование метода биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста», «Сказки с использованием биоэнергопластики» (подбор стихов, сказок, которые можно использовать в домашних условиях), «Использование биоэнергопластики на музыкальных занятиях» была изготовлена дидактическая игра «Биоэнергопластические часы», Лягушка-говорушка для проведения артикуляционной гимнастики. В учреждении дошкольного образования в 2023/2024 учебном году организовано объединение по интересам художественного направления «Пластилиновое чудо», где педагог дополнительного образования также использует метод биоэнергопластики.
Заключение
Результатом работы над творческим проектом в 2023/2024 учебном году можно считать принятие участниками проекта идеи самообразования, привлечение внимания родителей к проблеме речевого развития детей.
Благодаря деятельности учреждения образования появилась прочная взаимосвязь с законными представителями воспитанников: родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, стали активными участниками образовательного процесса. Сформировался коллектив педагогов и родителей-единомышленников, ответственных за судьбу своего ребёнка.
Таким образом, работу педагогического коллектива над реализацией областного творческого проекта за 2023/2024 учебный год можно считать удовлетворительной.
Рекомендации:
Продолжить работу по использованию бионергопластики, как оздоровительной технологии в формировании и развитии речи и речевых способностей детей дошкольного возраста. Пополнить методический кабинет литературой и наглядным материалом для использования в работе над творческим проектом, в летний период изготовить пособия для занятий с воспитанниками по развитию речи, используя элементы биоэнергопластики согласно возрасту.
Справку составил:
заместитель заведующего И.М. Гефтер
по основной деятельности