Гражданско-патриотическое воспитание

Отчёт по патриотическому воспитанию за 3 квартал 2024 года

Информация

о совершенствовании работы

по гражданско-патриотическому воспитанию

обучающихся государственного учреждения образования

«Санаторный детский сад № 37 г. Витебска»

за 3 квартал 2024 года

 

В соответствии с Кодексом об образовании воспитание обучающихся основано на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа. Основные направления воспитательной работы определены в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2015 г. № 82), Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2021-2025 годы (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31.12.2020 № 312), Программе патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2021 г. № 773). В соответствии с данными нормативными правовыми актами в государственном учреждении образования «Санаторный детский сад № 37 г. Витебска» ежемесячно организуются мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию с воспитанниками, педагогическим работниками и законными представителями воспитанников.

В июле месяце в учреждении образования организованы следующие мероприятия:

02.07.2024 года была оформлена информация на стендах учреждения образования и официальном сайте учреждения образования к Дню Независимости Республики Беларусь. С воспитанниками были проведены беседы на тему: «Моя Родина-Беларусь», «Символы Беларуси». Целью проведённых мероприятий являлось воспитание у ребят благодарности к бессмертному подвигу фронтовиков и партизан, которые сделали все возможное и невозможное для Великой Победы.

11.07.2024 года в учреждении образования был проведён День белорусских сказок. Ребята не только смотрели и слушали сказки, но отгадывали загадки, пели и танцевали.

 В августе месяце в учреждении образования организованы следующие мероприятия:

07.08.2024 года в гостях у воспитанников учреждения образования был инспектор центра безопасности жизнедеятельности и взаимодействия с общественностью Дубаневич Е.А. Ребята отправились в увлекательное путешествие по планетам безопасности. Вместе с героями мультфильма учились вести себя в разных чрезвычайных ситуациях. Виртуально попадая в эти ситуации, учились находить правильный и безопасный выход.

08.08.2024 года прошло спортивное развлечение «Весёлые старты». В гости к детям пришёл Доктор Айболит, рассказал, как беречь и укреплять своё здоровье. Ребята играли в игры, соревновались в ловкости и сноровке. 

09.08.2024 года в учреждении образования прошёл тематический праздник, посвящённый Всемирному Дню книголюба. В детском саду была организована выставка «Моя любимая книга». В гостях у ребят был сотрудник библиотеки имени Л.Н.Толстого Ревяко Л.Г., которая очень интересно рассказала о книгах и работе библиотеки.

07.08.2024 года для воспитанников старшей группы и их родителей была организована совместная экскурсия в ПАСЧ-3 Витебского ГОЧС. Начальник дежурной смены Житков А.О. напомнил правила поведения при пожаре, рассказал для чего используются инструменты и оборудование пожарной машины. Ребята примерили костюм спасателя и приняли участие в тушение пожара. В завершении экскурсии прозвучала настоящая пожарная сирена.

22.08.2024 и 23.08.2024 сотрудники учреждения образования приняли участие в подготовке территории парка «30-летия ВЛКСМ» для проведения семейного праздника «Фото-пикник».

24.08.2024 в атмосфере яркого летнего субботнего утра, позитивного солнечного настроения в парке «30-летия ВЛКСМ» прошёл семейный праздник «Фото-пикник». А в открытии детской площадки приняла активное участие воспитанница старшей группы нашего детского сада Храпавицкая Алиса вместе со своей дружной семьёй. И мы успели прокатиться первыми!  

24.08.2024 года сотрудники детского сада во главе с заведующим Ворсо А.Л. приняли участие в субботнике на базе ГУО «Начальная школа № 48

г. Витебска». Работали слаженно в дружной команде.

26.08.2024 года проводилась трудовая акция с воспитанниками под девизом «Сделаем вместе с открытой душой чистым, красивым наш садик родной». Ребята охотно трудились в цветниках и огороде, приводили в порядок свои игровые участки и веранды.  Чтобы наш детский сад стал чище и краше!

28.08.2024 года в учреждении образования прошёл конкурс стенгазет на тему «Как я провёл лето». Воспитатели дошкольного образования групп рассказали, как создавали свои газеты с помощью родителей и детей.  Дети вспомнили яркие моменты лета, рассматривая себя на фотографиях. А ребята из старшей группы сами рисовали лето, солнечное, яркое, разноцветное. Совместный рисунок получился замечательным. 

В сентябре месяце в учреждении образования организованы следующие мероприятия:

02.09.2024 наш любимый детский сад вновь распахнул двери для всех ребят. В учреждении образования прошёл праздник, посвящённый Дню знаний под единой темой «Нам есть чем гордится, нам есть что беречь!»  В такой долгожданный праздник наши воспитанники отправились в интересное путешествие к новым открытиям.

05.09.2024 прошла акция «Есть у нас огород». Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей. Ребята с удовольствием ухаживали за посадкой: рыхлили почву, пололи сорняки, наблюдали за ростом овощей, вовремя поливали. И вот наступил день сбора урожая! Работала кипела! Урожай хоть и не большой, но это большой результат трудового воспитания детей.

10.09.2024 в учреждении образования прошло общее родительское собрание, посвящённое началу 2024/2025 учебного года.  Были рассмотрены вопросы организации образовательного процесса, объединений по интересам, вопросы безопасности. На родительское собрание был приглашён заведующий основным отделом профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства ГУО "Социально-педагогический центр Первомайского района г. Витебска" Андреева А.С. Она затронула вопросы предупреждения и профилактики семейного неблагополучия, критерий социально-опасного положения. Также, Анастасия Станиславовна ответила на вопросы родителей. 

17.09.2024 года в рамках празднования Дня народного единства прошла торжественная линейка с прослушиванием Государственного гимна Республики Беларусь и поднятием Государственного флага Республики Беларусь. С детьми средней и старшей групп проводились беседы об истории появления праздника, рассматривались иллюстрации.  А занимательная квест-игра «Мы вместе» позволила ребятам сплотиться, показать свою дружбу и желание прийти на помощь в трудную минуту. 

26.09.2024 воспитанники и сотрудники учреждения образования приняли активное участие в Едином дне безопасности. С ребятами были организованы беседы по безопасности, выставка рисунков на тему «Азбука безопасности» и проведена тренировка по отработке плана эвакуации при пожаре.

В течение отчётного периода с сотрудниками учреждения образования были организованы и проведены Единые дни информирования. Подана заявка и отправлена работа в электронном виде на II Международный дистанционный творческий конкурс «Я люблю животных».

Информация о проведённых мероприятиях размещена на официальном сайте учреждения образования, в родительских чатах, инстаграме.

свернуть

План идеологической работы в ГУО "Санаторный детский сад № 37 г. Витебска" на 2024 год

ПЛАН

идеологической работы в государственном учреждении образования

 «Санаторный детский сад №37 г. Витебска»

на 2024 год

 

Раздел I. Цели и задачи

   Цель: организация идеологической работы в трудовом коллективе государственного       учреждения образования «Санаторный детский сад №37

г. Витебска»

      Задачи: разъяснять и пропагандировать в трудовом коллективе основные направления внутренней и внешней политики, проводимой государством;

прививать уважение к государственной символике, символике учреждения образования, традициям и ценностям страны;

способствовать сплочению трудового коллектива для решения поставленных задач, связанных с повышением качества работы, воспитывать у каждого работника трудовой дисциплины;

формировать внутриколлективные отношения, создавать благоприятный микроклимат в трудовом коллективе, идейное воспитание чувства ответственности у каждого работника.

Раздел II. Организационные направления работы

Трудовое, патриотическое, идейно-политическое, духовно-нравственное, а также по формированию здорового образа жизни и организации работы с молодежью.

Трудовое направление идеологической работы ставит целью разъяснять общественную значимость труда, его роли в выполнении общих планов.

Патриотическое направление идеологической работы предполагает приобщение граждан страны к нравственным принципам всеобщего поведения, популяризацию событий, имеющих особое историческое, общественно-политическое значение, оказавших существенное влияние на развитие белорусской государственности. Ключевой целью идейно-политического направления идеологической работы является формирование и развитие политической культуры граждан страны.

Духовно-нравственное направление идеологической работы предполагает нравственное воспитание населения на основе культурного и духовного наследия белорусского народа.

Содержание деятельности по формированию здорового образа жизни предполагает широкое вовлечение членов трудового коллектива в оздоровительный процесс, укрепление здоровья, повышение производительности труда, снижение распространенности табакокурения и потребления алкоголя, стабилизацию, а в дальнейшем снижение заболеваемости, нетрудоспособности и смертности от основных хронических неинфекционных заболеваний, улучшение качества и увеличение продолжительности жизни.

 

 

№ п/п

Мероприятия

Срок проведения

Ответственные

Организационно-аналитическая и методическая работа

1.       

Составление и утверждение плана идеологической работы на 2024 год

  Август

Заместитель заведующего по основной деятельности И.М.Гефтер

2.       

Ознакомление на педагогическом совете педагогического коллектива учреждения с основными направлениями идеологической работы в 2024 году

 

Заместитель заведующего по основной деятельности И.М.Гефтер

3.       

Анализ эффективности деятельности идеологического актива на совещании при заведующем

1 раз в полугодие

Заместитель заведующего по основной деятельности И.М.Гефтер

4.       

Разработка методических материалов по вопросам идеологической и идейно-воспитательной работы, формирование банка данных положительного педагогического опыта по проблемам политико-правового, идеологического, семейного воспитания, вопросам здорового образа жизни, профилактики алкоголизма, наркомании, токсикомании, предупреждению сексуального насилия и торговли людьми.

В течение года

Заместитель заведующего по основной деятельности И.М.Гефтер, воспитатели дошкольного образования групп

5.       

Осуществление контроля за качеством проведения единых дней информирования.

В течение года

Заместитель заведующего по основной деятельности И.М.Гефтер

6.       

Осуществление оперативного контроля за проведением занятий с воспитанниками по образовательной области «Ребёнок и общество» «Основы гражданско-патриотической культуры»

В течение года

Заместитель заведующего по основной деятельности И.М.Гефтер

Информационно-пропагандистская работа

7.       

Организация работы и выполнение Директив №1, №2, №3, №4, №5, №6

В течение года

Заместитель заведующего по основной деятельности И.М.Гефтер

8.   

Участие в районном фестивале «Неделя игры и игрушки, Баявая тэхніка ваенных гадоЎ»

17.01.2024

Воспитанники учреждения образования, педагогические работники

9.   

Участие в смотре-конкурсе детского творчества «Радзіма мая у марах, у песнях, у словах»

03.04.2024

Воспитанники учреждения образования, педагогические работники

10.

Оформление стенда, посвящённого Году качества

03.01.2024

Руководство учреждением образования

11.   

Акция «Поможем пернатому другу»

Апрель 2024

Воспитанники учреждения образования, педагогические работники

12.

Участие в районной челлендж-эстафете, посвящённой 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков «17 мгновений победной весны». «День юных патриотов»

30.04.2024

Воспитанники учреждения образования, педагогические работники

13.

Участие в республиканском конкурсе «Наша победа. Моя история»

Май 2024 года

Руководство учреждением образования

14.   

Организация и проведение тематических занятий, праздников, развлечений с воспитанниками

   Наш герб и флаг достойны уваженья, посвящённый Дню Государственного герба и государственного флага Республики Беларусь с участием сотрудников библиотеки имени Л.Н.Толстого

   Виртуальная экскурсия Путешествие в Беловежскую пущу

    Тематические занятия «Я имею право»

    День матери

    День отца

    День белорусского языка

    Экскурсии для воспитанников старшей группы в рамках прфмаршрута

    День защитник Отечеств и Вооружённых сил Республики Беларусь

    Тематические занятия «Хатынь-наша боль и память. О чём звонят колокола Хатыни»

     День освобождения Витебска: виртуальная экскурсия «По памятным местам родного города»

    День защиты детей совместно с БРСМ

   День Независимости Республики Беларусь

   Тематические квест-игры

В течение года

Педагогические работники

15.   

Работа по оказанию социальной помощи членам трудового коллектива

В течение года

Профсоюзный комитет учреждения

16.   

Организация встреч со специалистами, информационными группами идеологических отделов

В течение года

Заместитель заведующего по основной деятельности И.М.Гефтер

17.   

Организация подписки на государственные периодические издания

В течение года

Г.С.Дубинкина, воспитатель дошкольного образования

18.   

Ознакомление педагогического коллектива с законодательством Республики Беларусь, Указами, Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, решениями областного исполнительного комитета

В течение года

Руководство учреждением образования

19.   

Организация встреч, круглых столов с представителями местной исполнительной власти, депутатами местной исполнительной власти, депутатами Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, специалистами, РОО «Белая Русь», «БСЖ» и др.

В течение года

Руководство учреждением образования

20.

Оформление информации на сайте учреждения образования

В течение года

Руководство учреждением образования

Работа с общественными организациями, объединениями,

политическими партиями и другими государственными учреждениями

21.   

Совместные мероприятия с МЧС, ГАИ, учреждениями здравоохранения, СПЦ

В течение года

Заместитель заведующего по основной деятельности И.М.Гефтер

22.

Совместные тематические мероприятия с библиотекой им Л.Н.Толстого

В течение года

Заместитель заведующего по основной деятельности И.М.Гефтер

23.   

Организация совместной работы с Инспекцией по делам несовершеннолетних, Комиссией по делам несовершеннолетних (по плану)

В течение года

Руководство учреждением образования

24.   

Взаимодействие ВГУ им Машерова, педагогическими колледжами по направлению молодых специалистов на работу

В течение года

Руководство учреждением образования

25.   

Организация работы с обществом «Красный крест», фондом Мира.

В течение года

Заместитель заведующего по основной. деятельности И.М.Гефтер

Проведение мероприятий, посвященных государственным, общереспубликанским и профессиональным праздникам, юбилейным и памятным датам

26.   

День Знаний «Нам есть чем гордиться, нам есть что беречь!»

Сентябрь 2024

Музыкальный руководитель, педагогические работники.

27.   

Праздничный концерт, посвященный Дню учителя «Вам, дорогие учителя…».

Октябрь 2024

Педагогические работники.

28.   

Участие в фестивале «Безопасное детство»

В течение года

Воспитанники, педагогические работники.

29.   

Проведение ежегодного спортивно-музыкального праздника, посвященного Дню Защитника Отечества и Вооружённых сил Республики Беларусь

Февраль 2024

Педагогические работники

30.   

Проведение совместного со школой мероприятия «Широкая Масленица».

Февраль 2024

Педагогические работники, учителя школы.

31.

Участие в митинге у памятника «Боль»

Февраль 2024

Руководство учреждением образования

32.

Праздники, посвященные Дню женщин

Март 2024

Сотрудники учреждения образования

33.   

Мероприятия, посвященный Празднику труда

Май 2024

Председатель профкома Т.В.Соловьёва

34.   

Участие в митинге и шествии посвященными Дню Победы

Май

Руководство учреждением образования

35.   

Участие в митинге, посвященному Дню государственных символов Республики Беларусь

Май

Руководство учреждением образования

36.   

День Независимости Республики Беларусь (День Республики)

Июль

Руководство учреждением образования

 

Работа с молодыми специалистами

37.   

Обеспечение информирования молодых специалистов о нормативных актах Республики Беларусь, регламентирующих права и обязанности молодых специалистов через районные средства массовой информации

сентябрь-октябрь

Председатель профсоюзного комитета учреждения Т.В.Соловьёва

38.   

Проведение мониторинга условий труда, обеспечения жильем и другими социальными гарантиями молодых специалистов в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь

сентябрь-октябрь

Председатель профсоюзного комитета учреждения Т.В.Соловьёва

39.   

Закрепление за молодыми специалистами наставников из числа наиболее опытных работников для их скорейшей адаптации по месту работы

сентябрь-октябрь

Заместитель заведующего по основной деятельности И.М.Гефтер

40.   

Вовлечение молодых специалистов в общественную жизнь учреждения образования и информационно-идеологическую работу

в течение всего периода

Председатель профсоюзного комитета учреждения Соловьёва Т.В.

Заместитель заведующего по основной деятельности И.М.Гефтер

41.   

Организация экскурсионных поездок для молодых специалистов в целях ознакомления с историко-культурным наследием района.

Организация культурного досуга молодых специалистов

в течение всего периода

Председатель профсоюзного комитета учреждения Соловьёва Т.В.

Заместитель заведующего по основной деятельности И.М.Гефтер

 

свернуть

Нормативно-правовая документация по вопросам гражданско-патриотического воспитания

Нормативная правовая документация по вопросам гражданско-патриотического воспитания

Конституция Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996, 17 октября и 27 февраля 2022

Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2023 года № 375 "Об объявлении 2024 года Годом качества" 

Указ № 105 от 12 апреля 2023 г. Об изменении Указа Президента Республики Беларусь (корректируется Указ № 157 от 26 марта 1998 г.) 

Закон Республики Беларусь 14 января 2022 №154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании»

Закон о государственных символах Республики Беларусь от 4 января 2021г. №83-З

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2021 года №733 «О Программе патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 №57 «О государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2020г. №312 «О Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг.»

Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года

Рекомендации по использованию государственной символики в учреждениях образования


 
свернуть

Государственная символика Республики Беларусь

Государственная символика Республики Беларусь

 

Как суверенное государство Республика Беларусь имеет свои государственные символы -

Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.

Начиная с 1917 года в Беларуси неоднократно менялись Государственный флаг и Государственный герб. Однако, несмотря на имеющиеся отличия, все варианты государственной символики имели схожую основу, что позволяет говорить об их исторической преемственности.

Государственный флаг Республики Беларусь

 

Государственный флаг постоянно поднят на зданиях органов власти и некоторых государственных учреждений, устанавливается в служебных кабинетах руководителей данных органов, в школах, на избирательных участках, вывешивается во время различных торжественных мероприятия 

Государственный герб Республики Беларусь

 

Изображение Государственного герба размещается на зданиях органов власти и ряда государственных учреждений, внутри служебных кабинетов их руководителей, а также на печатях данных органов, на монетах, паспортах граждан Республики Беларусь.

Государственный гимн Республики Беларусь

Государственный гимн исполняется в начале и в ряде случаев в окончании важных государственных и общественных событий, в том числе при вступлении Президента Республики Беларусь в должность - после принесения присяги.

 

свернуть

Природа белорусского края

Природа белорусского края

Республика Беларусь имеет равнинную поверхность. Общая площадь земель - 20,8 млн га. Гектар - это мера площади, которая представляет собой квадрат со сторонами 100 м. Белорусская земля очень богата. В ее недрах выявлено более 4 тыс. месторождений полезных ископаемых. Наша страна полностью обеспечивает свои потребности в калийных и поваренных солях, керамических глинах, строительных песках, строительном камне, пресных и минеральных водах. Из-за отсутствия собственных ресурсов в Беларусь завозят нефть, газ, уголь, гипс и другие полезные ископаемые. 

Беларусь - край рек и озер, не зря ее называют синеокой. 

 

Большинство озер расположено на севере страны - в Белорусском Поозерье. Образовались они еще в ледниковый период. Ледниковый период - древнее длительное похолодание, когда ледники полностью или частично покрывали Беларусь. Огромные ледниковые глыбы значительно изменили природный ландшафт нашей страны. Созданные ими впадины и углубления после таяния ледника заполнились водой. Всего в Беларуси около 11 тыс. озер. Они используются в промышленности и быту, являются источником питьевой воды, местом обитания многих животных и рыб. В нашей стране более 20,8 тыс. рек и ручьев. Их общая протяженность - 90,6 тыс. км. Это в два с лишним раза длиннее экватора. Экватор - это воображаемая линия, которая проходит посередине земного шара. В Беларуси много подземных пресных вод. Они залегают в основном на глубинах от нескольких до 200 м. Во всем мире наша страна известна своими болотами. Их называют "легкими Европы". Белорусские болота играют важную роль в природе. Они способствуют очищению воздуха от углекислого газа, сохранению редких видов растений и животных. 

Белорусские леса - гордость нашей страны и ценный ресурс, а лесное хозяйство - одна из важных отраслей отечественной экономики.

 

Леса существенно влияют на экологию. Настоящая гордость Беларуси - Беловежская пуща, не измененная за много веков человеческой деятельностью. Отдельным деревьям пущи 600-800 лет. Беларусь имеет очень разнообразный растительный мир. Всего в стране насчитывается около 14 тыс. видов растений. Более 500 видов используются в народном хозяйстве. Например, рожь, пшеница, кукуруза, картофель, свекла и многие другие. В природе Беларуси встречаются редкие растения. Для учета и защиты их заносят в Красную книгу. Красная книга - это перечень редких видов растений и животных на территории нашей страны, которым грозит исчезновение. В Красную книгу Республики Беларусь внесены 303 вида растений, они охраняются государством. 

Очень богат животный мир Беларуси. Всего насчитывается около 27,1 тыс. видов разнообразных животных. 

 

Сюда включены беспозвоночные, птицы, млекопитающие, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. Наиболее известные представители животного мира Беларуси - это лось, кабан, косуля, заяц (русак и беляк), белка, лисица, олень, бобр, куница и многие другие. Некоторые животные занесены в Красную книгу. В настоящее время государством охраняется 202 вида. Одним из уникальных млекопитающих является европейский зубр, численность популяции которого достигла 1886 особей. В северных лесах страны обитают не менее 100 медведей. Волков в Беларуси насчитывается около 2 тыс., в отличие от большей части территории Европы, где этот зверь истреблен. Наибольшим разнообразием отличаются птицы, количество их видов в два раза превышает число видов млекопитающих, пресмыкающихся и земноводных вместе взятых. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Детям о войне

Детям о войне

Победа

 

Символом выбран цветок яблони как отражение процветания и успеха суверенной независимой Беларуси за последние 20 лет. Победный май 1945 года ассоциируется с огромным чувством всенародной радости, гордости и счастья, с ароматом цветущих яблонь, которые, казалось бы, сама природа подарила народу-победителю как символ возрождения и всенародного праздника.

Яблоневый цвет — это символ весны в Беларуси, возрождения, начала новой жизни, что как нельзя лучше передает общенародную радость различных поколений в связи с Днем Великой Победы. Образ цветущего яблоневого сада отражает плодородие, благосостояние, динамичное развитие, успех и процветание суверенной независимой Беларуси за последние 20 лет. Лента в цветах национальной символики подчеркивает историческую значимость Дня Победы в нашем обществе, его большую роль в становлении и развитии страны.

 

 

Как рассказать детям о Великой Отечественной Войне?

 

Для современных детей Великая Отечественная Война — это далёкое время, о котором они мало что знают. А ведь именно более 70-ти лет назад наши предки выиграли эту жестокую войну. Но это мы с вами знаем о войне из рассказов дедушек, бабушек, а вот как рассказать нынешнем детям дошкольного возраста, что такое ВОВ? В первую очередь, следует рассказать детям о том, что рассказывали вам ваши бабушки и дедушки о войне, о хорошем и плохом. Показать фотографии родственников в военной форме, если такие сохранились, рассказать коротко о них. Если есть такая возможность, познакомить ребёнка с ветераном ВОВ, старик и ребёнок всегда найдут общий язык. И именно такие моменты «врезаются» в память малышей, да и им будет интересно пообщаться лично с людьми, которые были на войне (возможно, показали свои ордена, фотографии с тех времён). Мальчикам интересно будет узнать о военной технике, о военных действиях. Девочкам интересно знать о героических подвигах женщин во время войны. Обязательно нужно сделать акцент на то, что это были обычные люди, подростки, которых никто не учил защищать Родину. Они сами взяли на себя такую ответственность за будущее своей страны. Хороший способ рассказать о войне ребёнку – пройтись с ним по памятным местам, возложить цветы к Вечному огню и прочесть вместе надписи на памятных плитах, тем самым подав пример патриотизма ребёнку. Можно посетить музей ВОВ, где дети не только услышат о войне, но и посмотрят старинные вещи, оружие. Наглядность – очень важна для ребёнка. Обычно дети представляют себе войну, как отдельно взятое событие на поле боя, где есть линия фронта. Враги и наши по разные стороны. Детям обязательно нужно рассказать, кто такие фашисты и, кто такие немцы. Готовиться ко Дню Победы необходимо вместе со своим ребёнком. Можно устроить дома совместный просмотр военных фильмов, чтобы ребёнок проникся настроением героизм, патриотизма. Обязательно беседуйте со своими детьми, отвечайте на их вопросы, если они их задают, значит им это интересно. Учите стихотворения и песни, посвящённые Дню Победы («Катюша», «День Победы») Читайте литературу о войне, о подвигах наших воинов – защитников, отстоявших мир в жестокой войне.

Уважаемые родители! Обязательно запаситесь букетиком цветов и вместе с вашими детьми возложите цветы к Вечному огню, посетите парад, посвящённый Дню Победы, подарите цветы ветеранам, их так мало осталось в живых. Прежде всего, ваши дети равняются на Вас - родителей, так что будьте для них примером во всём!

Художественная деятельность с детьми на военную тематику.

Сохранить память о войне, о ее героях нам помогают книги. Знакомить детей с такими произведениями необходимо уже с дошкольного возраста. Прежде чем начать чтение книг о войне, стоит поговорить с ребенком об истории, в доступной форме изложить основные факты, рассказать о том, что солдаты защищали свои дома и своих родных от жестоких захватчиков, проявляя при этом мужество и героизм. Можно рассказать и о том, как трудно жилось женщинам и детям, чьи мужья, братья и отцы отправились на фронт, но они стойко переживали все испытания.  Для детей дошкольного возраста и младших школьников, безусловно, интересными и запоминающимися станут стихи о войне:

  • Барто А. В дни войны
  • Берестов В. Мужчина
  • Карпров И.Мальчики
  • Михалков С.Детский ботинок, Десятилетний человек
  • Маршак С. «Не» и «ни» и многие другие.

Список книг о войне для дошкольного и младшего школьного возраста:

  • Воронкова Л. Девочка из города (История о девочке-сироте, оказавшейся в годы войны в чужом селе и нашедшей новую семью и дом.)
  • Кассиль Л. Улица младшего сына (Повесть, посвященная трагической судьбе Володи - Дубинина, юного партизана — героя Великой Отечественной войны.)
  • Осеева В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи (Произведение о судьбе мальчишки Васе - Трубачёве и его друзьях, чье мирное детство оборвала война.)
  • Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова (Пронзительный рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника.).

 

 

 

свернуть

Консультация для родителей «Гражданско-патриотическое воспитание воспитанников учреждения дошкольного образования»

Консультация для родителей «Гражданско-патриотическое воспитание воспитанников учреждения дошкольного образования»

На современном этапе, когда происходят значительные изменения в жизни общества, актуализируется проблема воспитания маленького гражданина и патриота своей страны.

    Патриотическое воспитание детей – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

   Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны

  • высокая восприимчивость,
  • легкая обучаемость,
  • безграничное доверие взрослым,
  • стремление подражать им,
  • эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

  Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности. Но это качество не возникает у людей само по себе. Придерживаясь принципа – от малого к великому, своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать с младшего дошкольного возраста с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад. Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город – край знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому главной целью педагогов является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край и все, что с ними связанно. Для достижения этой цели перед педагогами дошкольных учреждений ставится ряд задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;

- формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города;

- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;

- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

Успешность развития детей при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

    С этой целью с детьми организуются:

  • занятия,
  • игры,
  • беседы,
  • разные формы познавательной практической деятельности,
  • художественная деятельность,
  • праздники и развлечения;
  • труд;
  • образовательные услуги.

Воспитывая у детей любовь к малой родине, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

    Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.

   Содержание нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста отражено в учебной программе дошкольного образования и в программе для специальных дошкольных учреждений Ю. Н. Кисляковой, Л.Н. Мороз «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи». Образовательные программы акцентируют данное направление в образовательных компонентах образовательных областей «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа», «Искусство». Эффективному усвоению детьми знаний по данным областям содействует тематическое планирование, так как темы логически связаны между собой и составляют целостное представление о Родине. Культура малой Родины должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

   Еще одним немаловажным условием для формирования любви к малой Родине является создание в группах соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Необходимо организовать центр краеведения, где должен быть представлен материал для ознакомления детей с природой родного края, города, экологией, его достопримечательностями, хозяйством, особенностями населения, историей и культурой. Также вносить элементы этнографии в различные игровые центры.

   Важным условием эффективного осуществления работы по ознакомлению с родным краем является и тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Родители могут стать непременными участниками не только в рамках семьи, они могут оказать действенную помощь в сборе материалов по родному краю, проведению экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры, на предприятия города, организации выставок и т.д.

   Целенаправленная работа по формированию любви к родному городу, краю, их культуре и быту способствуют развитию личности в духе патриотизма. Поэтому наша задача – научить детей любить свой город, свой родной край, а, следовательно, больше узнавать о нём, уметь ценить его историю.

 

 

свернуть

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в учреждении образования

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в учреждении образования

 

Патриотическое вос­питание в учреждении дошколь­ного образования основывается на планомерной и последова­тельной передаче ребёнку исто­рического и социального опыта белорусского народа, воспита­нии уважения к государствен­ным символам страны. 

Цель патриотического вос­питания дошкольников — фор­мирование первоначальных представлений о родном крае и уважительного к нему отно­шения, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности и трудолю­бия, сопричастности к совре­менным событиям, приобщение к национальным ценностям и культурным традициям.

Задачи патриотического вос­питания определены в учебной программе дошкольного образо­вания, а направления могут быть конкретизированы следующим тематическим содержанием.

История Беларуси: воз­никновение и развитие

Задача: формировать перво­начальные представления и эле­ментарные понятия об истории белорусского народа.

Содержание:

- природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, природоохранная деятельность жителей Беларуси;

- национальный язык и его ценность; языки национального и межнационального общения;

- национальная архитектура: жилые поселения (хутор, село, местечко, город); архитектура зданий;

- сведения из истории семьи и страны: быт предков; родо­словная; памятные места посел­ка, города и столицы; события Великой отечественной войны, защитники отечества;

- сведения из истории проис­хождения: названия поселка, го­рода, достопримечательностей,

названия республики Беларусь и её столицы;

- содружество с другими государствами: в промышлен­ности, творчестве, искусстве, образовании; в период Великой отечественной войны; ближ­ние и дальние страны, пред­ставления о других нациях, их культуре.

В результате познания своей национальной истории у детей дошкольного возраста успешнее формируются положительные взаимоотношения с родными, близкими и окружающими людьми, потребность использо­вать полученные знания в разных видах деятельности. к основным новообразованиям в этом на­правлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности).

Символы Беларуси

Задачи: воспитывать гор­дость и уважение к государ­ственным символам; формиро­вать представления о значении государственных герба, флага и гимна.

Содержание:

- символы государства: пред­назначение современных герба, флага и гимна; описание герба и флага; музыка и текст Государ­ственного гимна республики Беларусь;

- природные символы страны: животные, птицы, деревья, цве­ты, которые характерны для Бе­ларуси (сосна, зубр, аист, цветки льна, клевера, василька).

сущность данного направле­ния состоит в том, что личность формируется как член общества, к которому она принадлежит. Для детей дошкольного возрас­та патриотические чувства свя­заны с дифференциацией основ­ных государственных символов, наличием представлений об их ценности, характером чувств и отношений к государственной символике.

Достопримечательности Беларуси

Задачи: развивать любозна­тельность к месту или объекту, которые являются историче­ским наследием, архитектурной ценностью в своем поселке или городе, столице страны; расши­рять знания о том, как живут, трудятся и отдыхают люди в Беларуси.

Содержание:

- исторические памятни­ки: храмы, монастыри, замки, дворцы, крепости, усадебно­парковые комплексы;

- архитектурные сооружения: памятники, музеи, театры, би­блиотеки, стадионы, мосты;

- природные богатства: бо­танический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озера;

- ведущие отрасли производ­ства, промышленности, сельско­го хозяйства: заводы, фабрики;

- места для отдыха и развле­чений: кинотеатр, парк, зоопарк, дельфинарий;

- национальная кухня: про­дукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки.

Направление ускоряет про­цесс взаимодействия детей с культурно-исторической сре­дой, адаптации к ней и самореа­лизации с учётом индивидуаль­ных возможностей.

Государственные и народ­ные праздники

Задачи: учить осознавать тор­жественность государственных праздников; формировать куль­туру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам, сопричастность к со­временным событиям.

Содержание:

- государственные праздни­ки: День конституции, День единения народов Беларуси и России, День Победы, День Государственного герба ре­спублики Беларусь и Государ­ственного флага республики Беларусь, День Независимости республики Беларусь (День республики);

- национальные праздники: рождество, коляды, Маслени­ца, Пасха, радуница, Благове­щение, Купалье, Дожинки, День памяти.

В ходе реализации данного направления у детей дошколь­ного возраста формируются личностные качества: эмо­циональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность. У них быстрее проявляются положительное отношение к родным, близ­ким и окружающим людям, потребность использовать на­копленные эмоционально ­прочувствованные знания в творческой деятельности.

Люди, прославившие Бе­ларусь

Задачи: воспитывать уваже­ние к просветителям, нацио­нальным героям, Президенту республики Беларусь, деятелям науки и искусства, космонавтам, спортсменам и другим людям, прославившим нашу родину; формировать чувство гордости за их достижения.

Содержание:

- защитники отечества;

- исторические личности;

- достижения граждан страны в труде, спорте, науке, искус­стве.

Содержательный компонент направления охватывает по­знавательную сферу, которая связана с осознанием своего отношения к богатому истори­ческому наследию и современ­ным достижениям народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей мен­тальности. к основным чертам менталитета белорусов относят толерантность, доброжела­тельность, гостеприимство, добродушие, щедрость, сооб­разительность, поэтичность души и другие положительные качества.

Народные промыслы и искусство

Задачи: расширять знания о культуре страны, приобщать де­тей ко всем видам национального искусства; развивать интерес к созданию предметов рукотворно­го мира и обогащению предметно-­развивающей среды учреждения дошкольного образования; раз­вивать умение осознавать себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем).

Содержание:

- народные промыслы: тка­чество; гончарство; токарное ремесло; изготовление мебели;

- народная медицина: исполь­зование продуктов питания в лечебных целях;

- декоративно-прикладное искусство: ткачество, вышив­ка, художественное украшение рушников, их предназначение; изделия из соломы, льна, под­готовка материала, украшение изделий; керамика и её виды, изделия из глины, процесс лепки; изделия из дерева, лозы, бересты;

- изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, фотоискусство.

содержательный спектр на­правления очень широкий и включает все составляющие национального искусства. В нём объединены практически все представления человека о своей нации: исторические,

языковые, культурные, эсте­тические. Предполагается ак­тивное познание окружающего мира: природного и предметно­го; своего «Я»; формирование у детей осознания принадлеж­ности к белорусской культуре и искусству.

Белорусское народное творчество

Задачи: формировать готов­ность ребёнка дошкольного возраста к участию в творче­ской деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр; развивать гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней.

Содержание:

- белорусский народный фольклор: колыбельные, по­тешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;

- белорусские народные му­зыка и танцы; белорусские на­родные инструменты (жалейка, лира и др.); хороводы;

- народные детские игры в да­лёкие времена и в современной жизни, их примеры; народные праздники и игры;

- народный кукольный театр: оформление Батлейки (аппли­кация соломкой; вытинанка; ху­дожественная роспись; резьба; вышивка); кукольные образы, вождение кукол; спектакль (по­каз, участие);

- белорусский народный эти­кет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;

- народные национальные ко­стюмы: материал, элементы, худо­жественное оформление, способ ношения частей костюма.

содержание направления от­ражает характерные для нации действия и поступки, нормы поведения, методы и приёмы творческой деятельности, ис­полнения народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств.

Содержание патриотическо­го воспитания дошкольников реализуется в ходе трёхэтап­ного познавательного про­цесса: узнавание, понимание, осознание. На протяжении одного учебного года каждое из семи направлений постепенно проходит через все образова­тельные области. От младшей до старшей группы содержание каждого направления обога­щается, т.к. решаются задачи не только патриотического, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания, а также применя­ются различные его средства и методы.

 

 

 

свернуть

Консультация для воспитателей «Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста»  

Консультация для воспитателей «Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста»

 

Большая роль по патриотическому воспитанию отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

Во время работы с детьми по патриотическому воспитанию решаются следующие задачи:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу;

  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах Беларуси;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

   Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Беларуси. Образовательную деятельность с воспитанниками проводить с использованием наглядного материала, в игровой форме. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Важно, чтобы дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.

   Методы, используемые в работе с детьми по патриотическому воспитанию самые разнообразные и строятся на принципе от близкого к далекому, от простого к сложному. Также нужно учитывать психологические особенности детей (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимание социальных явлений и др.).

Обязательно нужно связывать воспитательно-образовательную работу с окружающей общественной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

В работе по патриотическому воспитанию можно использовать элементы различных технологий:

  • игровые,
  • информационные,
  • коммуникативные,
  • проблемные,
  • развивающего обучения,
  • проектные,
  • ИКТ.

Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.

Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:

  • организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность

осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;

  • инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в учреждении и в семье;
  • наблюдение за отношением взрослых в учреждении;
  • хороводные игры, игры-имитации;
  • чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
  • рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
  • рассматривание семейных фотографий и др.

В средней группе вовлекать детей в разговор о семье, семейных событиях. Рассматривая семейные фотографии, обращать внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомить воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организовать ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне.

В старшей группе используются такие методические приемы патриотического воспитания, как:

  • этические беседы о городе, родной стране, мире;
  • экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
  • рассматривание иллюстраций об особенностях природы Беларуси, разных стран;
  • знакомство с элементами национальной культуры;
  • обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.

В работе с детьми старших групп применяются следующие методы:

  • знакомство с символикой Республики Беларусь;
  • игра-путешествие по городу, где вместе создают карту города, отражая на ней достопримечательности;
  • рассматривание иллюстраций к сказкам народов Беларуси;
  • стимулировать к собиранию коллекций и мини-музеев;
  • придумывание сказок и историй о достопримечательностях родногогорода;
  • совместная деятельность с детьми с картами и схемами;
  • рассказ воспитателя об истории города, об архитектурных сооружениях, легенд, мифов.

Важно использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.). В фольклоре как нигде сохранились особенные черты белорусского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью, орнаментом, увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, покажем детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларуси. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если учреждение дошкольного образования устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Все это создаёт благоприятные условия для воспитания патриотических чувств.

В работе с родителями можно использовать разнообразные формы и методы:

  • КВН;
  • «Круглый стол»;
  • семинары – практикумы;
  • посиделки;
  • конкурсы;
  • выставки;
  • походы;
  • игровые программы;
  • родительские собрания.

В патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди. Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, педагог покажет детям красоту своего родного города, познакомит с талантом белорусского народа, научит детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Республика Беларусь.

      Материалы консультации подготовлены заместителем заведующего по ОД Гефтер И.М. с использованием ресурсов сети интернет. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть