Толерантное отношение к детям с особенностями психофизического развития
Если я чем-то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а, напротив, одаряю.
Антуан де Сент-Экзюпери
В настоящее время в Республике Беларусь складывается такая экономическая, политическая и правовая ситуация, которая не может не затронуть сферу духовной жизни общества и образования. А это, в сою очередь, предполагает развитие толерантных взаимоотношений между людьми, основанных на сотрудничестве, взаимопонимании и диалоге. Ведь жить в современном обществе, не научившись толерантности — невозможно. Толерантность представляет собой пусть и не единственное, но необходимое и обязательное условие человеческого существования и саморазвития.
Толерантность (лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Толерантность — это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Особое внимание уделяется развитию у всех участников образовательного процесса следующих критериев толерантности:
- Равноправие (равный доступ к социальным благам, образовательным возможностям для всех детей, независимо от их принадлежности к какой-либо другой группе);
- Взаимоуважение, доброжелательность и терпимое отношение к детям с ОПФР;
- Охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества родителей детей с ОПФР;
- Сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
- Позитивная лексика в межличностных отношениях.
А также минимизируем, устраняем проявления нетерпимости:
- Насмешки, выражение пренебрежения;
- Игнорирование.
Принцип толерантности требует терпимого отношения к любому человеку иной этнической, расовой, религиозной, языковой, социальной принадлежности, терпимость к людям с инвалидностью и людям, исповедующим иные взгляды. Толерантность означает возможность "Другого" чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе.
Рассматривая одну из важнейших тенденций в современном обществе – формирование толерантного общества, большое внимание уделяется созданию образовательного пространства как «территории толерантности», так как основными источниками формирования толерантности являются семья и образовательная среда. Семья – это живой пример семейных приоритетов: отношений взрослых, их мнений, суждений, поступков. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды. Образовательная среда имеет свои ценности, особую систему отношений, актуальные виды свободной и обязательной деятельности. Каждый ребёнок хочет быть счастливым, в том числе и ребёнок с особенностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической среды, в которой живёт и растёт, когда он окружён заботой и вниманием со стороны окружающих его людей.
Основные критерии и показатели толерантности
Критерии |
Устойчивость личности учащегося (сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми) |
Эмпатия (адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека) |
Дивергентность мышления (способность необычно решать обычные проблемы, задачи; ориентация на поиск нескольких вариантов решения) |
Мобильность поведения (способность к быстрой смене стратегий и тактик поведения и общения с учетом складывающихся обстоятельств) |
Социальная активность (готовность к взаимодействию в различных социальных ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе) |
Толерантное отношение сверстников к детям с ОПФР.
В современном образовательном пространстве интеграция признана наиболее развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с ОПФР, но и здоровых детей. Интеграция дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Между тем, далеко не все участники образовательного процесса сегодня, готовы принять ребенка с ОПФР. Эта неготовность имеет не только материально-техническую основу, но психологическую, морально – этическую.
Одна из первоочередных задач – формирование в обществе, и прежде всего у подрастающего поколения толерантного отношения к детям, сверстникам с недостатками в физическом и психическом развитии.
Сниженная способность учащихся данной категории к самостоятельному функционированию, особенности познавательной деятельности и личности в целом определяют специфику и качество педагогической помощи со стороны взрослых людей по принятию и включению детей данной категории в среду обычных сверстников и ближайшего окружения. В условиях интеграции необходимо формировать у родителей, нормально развивающихся сверстников адекватные установки в отношении особого ребенка: смотреть на него как на человека с определенным потенциалом, принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
Учащиеся с особенностями в развитии испытывают потребность в позитивном отношении как со стороны взрослых, так и со стороны детей.