Участвуем в энергомарафоне

29.11.2022

Отдел по образованию администрации

Первомайского района г. Витебска

Государственное учреждение образования

«Санаторный детский сад № 37 г. Витебска»

 

 

 

 

 

Дидактический блокнот

Уроки профессора энергетических наук Энергоши

 

 

 

 

                                                   Государственное учреждение

                                                            образования «Санаторный детский

                                      сад № 37 г. Витебска»

                        Исполнители:

                                                                   Вдовина Майя Николаевна

                                                                   Дубовец Юлия Юрьевна

                                             Соснер Валерия Игоревна

                        Руководитель:

                                                                  заместитель заведующего по основной

                      деятельности

                                            Гефтер Инна Михайловна

 

 

 

 

 

Витебск, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3

3

1. Культура энергосбережения в образовательном процессе учреждения

дошкольного образования……………………………………………………….…..6

2. Практическая значимость ……………………………………………………...…9

5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...12

5

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..13

5

 

6

 

8

 

8

 

8

 

10

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

                                                                            В доме электричества                                                                             Огромное количество

                                                                            убедитесь, поглядите                                                                                   Без него мы - как без рук                                                                                   Телевизор, холодильник,

                                                                            Вентилятор и утюг, -                                                                                Все это электричество                                                                             Ура Его Величеству!

 

Проблема разумного использования энергии является одной из главных проблем человечества.

 Энергосбережение – это не только экономия денег, но и забота о Планете. Каждый из нас является частью Планеты, поэтому любое наше действие или бездействие способно повлиять на развитие событий. Энергосбережение – это очень важно, так как нам жить на этой Планете и нашим потомкам!

В ходе реализации работы над дидактическим блокнотом нам хотелось напомнить детям самые простые методы экономии электроэнергии, тепла, воды. Рассказать, как можно сэкономить энергоресурсы в детском саду и дома, какую роль играет экономия энергии в сохранении экологии Земли и какие правила необходимо соблюдать каждому, чтобы беречь природные ресурсы. 

Только целенаправленная работа по воспитанию у детей дошкольного возраста культуры ресурсо- и энергосбережения принесёт свои плоды во взрослой жизни сегодняшних малышей, они не будут расточительными, пусть станут активными помощниками общественных инициатив, направленных на сохранение и преумножение ресурсов нашей страны.

Изучив эту проблему нами был разработан дидактический блокнот «Уроки профессора энергетических наук Энергоши». 

         Актуальность темы: без электричества нет современной жизни, но использовать электричество нужно экономно.

    Цель: Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, элементарных правилах безопасности и энергосбережения.

   Задачи:

  • формировать у воспитанников представления об электричестве, где оно «живёт», как попадает в дома и используется человеком;
  • развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность и творческие способности;
  • воспитывать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни; бережное отношение к природе, электроэнергии и теплу;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • вовлекать воспитанников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению

Содержание дидактического блокнота:

  • ежедневные наблюдения различных явлений окружающего мира;
  • беседы о воде, воздухе, электричестве, природных ископаемых;
  • рассматривание и чтение детских энциклопедий;
  • дидактические игры: «Какие электроприборы нужны Золушке для работы», «Найди включённые приборы в розетку», «Экономим электроэнергию»;
  • загадки;
  • стихи.

 Энергосбережение процесс многогранный, он охватывает разные сферы человеческой деятельности. По сути, это образ жизни народа, общества, вырабатывающий определенный психологический алгоритм поведения. Каким будет будущее нашей страны — во многом зависит от ценностных основ поведения, которые закладываются в сознание детей в дошкольном возрасте и в школе. Несомненно, главенствующую роль в этом процессе занимают экологическое образование и воспитание, а также привитие навыков бережного отношения к энергоресурсам, которыми располагает человечество. Ведущая роль в этом процессе принадлежит системе образования.

Перед педагогическими работниками стоит важная задача: воспитать новое поколение, которое, внедряя и используя современные технологии в различных отраслях производства, в то же время будет понимать важность экономии энергоресурсов, ибо, обладая ими, государство обеспечивает свою энергетическую безопасность, а бережное отношение к ним гарантирует экологическую чистоту окружающего нас мира.

Идея данного дидактического блокнота направлена на поиск эффективных технологий работы  в учреждении дошкольного образования, способствующих воспитанию бережного отношения к энерго- и другим природным ресурсам страны. Экономия в переводе с греческого – «заведывание домашним хозяйством», значит, быть хозяином в своем доме, в своем детском саду, в своей стране, а хозяин обязан быть бережливым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Культура энергосбережения в образовательном процессе

учреждения дошкольного образования.

Сегодня перед нашим государством стоит важная задача — переломить в сознании граждан стереотип о неисчерпаемости энергоресурсов, научить каждого гражданина личной ответственности за их экономную трату. Основы отношения человека к окружающему миру, в том числе и к энергопотреблению, закладываются в детстве.

Ребенок оглядывается на взрослых и перенимает их привычки, копирует поведение. Если с первых лет жизни он будет видеть и дома, и в учреждении дошкольного образования пример бережного отношения взрослых к свету, воде, теплу, усваивать понятие «энергосбережение» на занятиях, в повседневной практической деятельности, то из него вырастет человек с высоким уровнем гражданской ответственности.

Формирование понятий «энергосбережение» и «ресурсосбережение», выработка практических умений, осмысленных убеждений и устойчивого мировоззрения в области экологического сознания через:

  • изучение ресурсо- и энергопотребления, и влияния этих процессов на окружающую среду   на доступном для детей уровне;
  • элементарные представления об экономике, доходах и расходах в семейном бюджете, в том числе и расходов за пользование другими ресурсами, о необходимости соизмерения своих потребностей и возможностей семейного бюджета, потребностей других членов семьи;
  • навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;
  • гуманное отношение к природе;
  • соблюдение мер безопасности в быту при обращении с электрическими приорами и другим оборудованием.

Задачи воспитания культуры ресурсо- и энергосбережения решаются в рамках реализации учебной программы дошкольного образования и реализуются путем вовлечения детей в разнообразную деятельность, создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды, активное участие родителей, социальных партнеров и всего педагогического коллектива детского сада в различных формах работы с детьми в данном направлении. При организации образовательного процесса педагоги используют наблюдения, опыты и простейшие эксперименты, развивающие игры, игровые проблемно-практические ситуации, моделирование, экологические проекты, продуктивные виды детской деятельности и т. д. Выбор различных форм и методов в работе с детьми определяется предметом познания, задачами, возрастными особенностями воспитанников.

  • широкое вовлечение педагогов, детей и родителей в ресурсо- и энергосберегающую деятельность, создание у детей и взрослых мотивации для сбережения природных ресурсов, обучение их грамотному потреблению энергии;
  • содействие детской познавательной, поисково-исследовательской, практической, творческой и другой деятельности по ресурсо- и энергосбережению, организация праздников, развлечений, выставок детского творчества;
  • подведение к пониманию последствий своих поступков;
  • освоение норм и правил жизни в обществе;
  • создание и распространение информационно-методических материалов по ресурсо- и энергосбережению в помощь педагогам

Образовательная деятельность имеет гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.  Изучение закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования и поисково-исследовательской деятельности. Однако нельзя забывать, что в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игровая. Структура дидактического блокнота разработана с учетом возрастных особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста.

В связи с тем, что дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством, одним из эффективных методов познания является игра. Поэтому главным условием создания данного дидактического блокнота является планомерная, системная работа с детьми на основе детской поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности в союзе с игровой образовательной технологией, при использовании которой необходимо учитывать следующие принципы:

Принцип органичности игровой ситуации содержанию конкретной образовательной деятельности. Производимые детьми игровые действия органично выявляли существенные свойства материала и способы деятельности с ним. Игровые действия должны соответствовать сути изучаемого материала, а не быть способом его украшения.

Принцип адекватности используемого предметного содержания. Игровая деятельность с учебным материалом должна быть направлена: на выявление и осознание детьми существенных свойств и качеств изучаемого материала, а не просто на выполнение игровых действий «на тему материала»

Принцип интерактивности. Соблюдение этого принципа необходимо с точки зрения современных подходов к обучению ребенка любого возраста. Только в самостоятельной деятельности формируются полноценные знания и умения. Поэтому при построении игровой образовательной технологии необходимо обеспечить каждому ребенку возможность самостоятельно действовать с изучаемым материалом. Принцип интерактивности предполагает участие в деятельности каждого ребенка в непосредственной образовательной области, поскольку для выполнения задания нужно не только что-то воспитателю, но и обязательно выполнить какое-то учебно-игровое действие.

Игровая образовательная технология – способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Назначение игровой образовательной технологии – это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания.

Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью детей дошкольного возраста. Роль педагога заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование и поисково-исследовательская деятельность способствуют расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

В содержание разработанных и адаптированных к условиям учреждения дошкольного образования мероприятий, включены беседы, дидактические игры, стихи, загадки, лабиринты, и т.п. позволяющие:

учитывать возрастные и психологические особенности детей, варьируя степень сложности заданий в зависимости от возможностей ребенка и скорости его продвижения к поставленной цели. Каждое последующее задание из предложенных сложнее предыдущего;

значительно повышать интерес, мотивацию детей к познанию темы. Результат выполнения задания виден немедленно – на лицо обратная связь, у ребенка есть возможность переделать задание.

 

  1. Практическая значимость

Данный блокнот педагоги учреждений дошкольного образования могут использовать при воспитании у детей культуры ресурсо- и энергосбережения. Предлагаемый материал поможет сформировать у воспитанников представления, понятийный аппарат, являющийся теоретической основой для формирования у них навыков экономии и бережливости, а также может использоваться как дидактический материал или элемент в мероприятии: занятии, беседе, практической деятельности, будь то исследование, конкретное поручение, акция бережливости или творческий проект. Сказками, пословицами, загадками, музыкальными средствами можно воздействовать на эмоционально-чувственную сферу детей.  

Дети:

  • замечают красоту окружающей природы, стремятся сохранить ее;
  • знают, что наша планета — общий дом для людей, животных, растений;
  • могут рассказать на доступном им уровне, какую роль играют свет, тепло, чистый воздух, вода, почва в жизни человека, животных, растений;
  • знают, что ресурсы Земли не бесконечны, они трудно восстановимы;
  • являются грамотными потребителями водо- и энергоресурсов, просят об этом взрослых;
  • испытывают гордость за приносимую своей семье и обществу пользу.

Педагоги:

  • имеют знания по актуальным вопросам энергосбережения;
  • обмениваются положительным опытом по организации работы с детьми и родителями по энергосбережению;
  • в сотрудничестве с детьми берегут электроэнергию, воду, тепло на своем рабочем месте, тем самым оказывая помощь детскому саду, району и городу.

В дидактическом блокноте «Уроки профессора энергетических наук Энергоши» представлены следующие дидактические игры:

«Какие электроприборы нужны Золушке для работы?»

Цель: закреплять представления воспитанников об электрических приборах, развивать мышление, речь, воспитывать бережное отношение к безопасности жизнедеятельности и желание помочь друг другу. 

«Найди включённые приборы»

Цель: развивать умение правильно называть приборы бытовой техники, мышление, внимание, мелкую моторику.

 

«Электричество в быту – электричество в природе»

Цель: формировать умения воспитанников определять источник электроэнергии.

Беседы:

«Экономим электроэнергию»

«Сэкономлю ватт катушку – папа купит мне игрушку!»

«Долгий путь современной лампочки»

«Правила обращения с электроприборами»

Цель: познакомить детей с правилами безопасного обращения с электроприборами, воспитывать экономию и бережливость.

Стихи и загадки по теме энергосбережения.

Дидактический блокнот будет дополняться дидактическими и маршрутными играми, ребусами, многоразовыми раскрасками по теме энергосбережения. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня перед обществом стоит очень важная задача – изменить в сознании каждого гражданина стереотип, что природные энергоресурсы неисчерпаемы. Мышление взрослых изменить сложно. Но ребёнку дошкольного возраста можно помочь усвоить азы экологической культуры, бережного и заботливого отношения к богатствам земли, ко всему, что его окружает.

Таким образом, благодаря дидактическому блокноту по экономии и бережливости, мы воспитываем у подрастающего поколения бережное отношение к материальным и энергетическим ресурсам страны. Экономия в переводе с греческого — «закон дома», значит, в своем доме, в своем учреждении образования мы просто обязаны быть бережливыми. Если сегодня наши воспитанники будут рачительными хозяевами своего дома, то усвоенный ими новый образ жизни поможет завтра быть ответственными за безопасное будущее родной страны и всей планеты.

 Так же необходимо использование личного примера не только отдельного педагога, проводящего определённую работу, но и всего педагогического коллектива в целом. Нельзя воспитать культуру чего бы то ни было, если не обладаешь ею сам.  Важна предварительная работа и агитация со всеми членами коллектива учреждения образования на деятельность по энергосбережению. Следует изменить позицию педагога от стороннего наблюдателя к активному преобразователю, создавать больше игровых познавательных пособий для воспитанников.

И конечно важно понимать, что только целенаправленная работа по воспитанию у воспитанников культуры энергосбережения принесёт свои плоды во взрослой жизни сегодняшних малышей, они смогут стать более активными помощниками общественных инициатив, направленных на сохранение и преумножение ресурсов нашей страны. 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Сукристик Е.Ю., Калиновская М.А. «Безопасность жизнедеятельности. Поучительные рассказы про Ваню и Алису» г. Мозырь. Белый Ветер 2017
  2. Чабаненко Л.Л. «Наше богатство в наших руках», Минск. «Зорны верасень»,2009 3. Дошкольникам о правилах безопасности. 5-7 лет: учеб. нагляд. пособие для учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / А.Л. Давидович [и др.]. – Минск: Аверсэв, 2020.
  3. Дубинина, Д.Н. Умней-ка. 5-6 лет. Мир вокруг: учеб. нагляд. пособие для учреждений дошк. образования / Д.Н. Дубинина. – Минск: Аверсэв, 2018, 2019.
  4. Ладутько, Л.К. Удивительный мир природы (от 5 до 6 лет): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. Минск: Аверсэв, 2016–2019.
  5. Дворецкая Ж.Г. Путешествие малышей по стране «Бережливость»