ПКПП (Пункт коррекционно-педагогической помощи)

 

 

             

                  

   Учитель-дефектолог

 

     

 Ольшанко Екатерина Михайловна

Критерии определения уровня осведомленности детей

Критерии определения уровня осведомленности детей

5 лет

1.Знание своего имени, фамилии, домашнего адреса.

2.Понимание значения слов: имя, возраст, родители, семья.

3.Называние своего города, улицы, на которой живет.

4.Знание профессий взрослых (повар, строитель, шофер, продавец); инструментов, приспособлений, необходимых для работы.

  1. Знание некоторых учреждений, предприятий (детский сад, магазин, больница, парикмахерская).

6.наличие представлений о разных видах транспорта ( наземный, воздушный, водный)  и его назначения ( грузовой ,пассажирский).

  1. Знание основных частей машины (руль, колесо, кабина, кузов).
  2. Знание правил дорожного движения (назначение светофора, правила перехода через улицу).
  3. Наличие представлений о строении растений (корень, стебель, листья, цветы).

10.Распознавание лесных ягод (1-2 вида).

11.Распознавание съедобных и несъедобных грибов (2-3 вида).

  1. Представления о месте, где растут те или иные растения.

13.Знание жизни диких животных ( белка, еж, заяц, приспособление их к среде обитания).

14.Знание домашних животных (овца, корова, свинья, собака, кошка).

15.Распознавание 3-4 видов птиц, насекомых.

16.Определение состояния погоды, времени года.

17.Наличие представлений о некоторых органах человека (сердце, уши, глаза, нос) и их назначении.

18.Знание предметов бытовой техники и ее назначении (пылесос, мясорубка, стиральная машина).

6 лет

  1. Знание своего имени, отчества, фамилии, домашнего адреса, номера телефона.

2.Знание имени и отчества родителей, ближайших родственников.

3.Знание места работы родителей.

4.Знание имен и возраста братьев и сестер, кто старше.

5.Наличие представлений об образовании полного имени и отчества.

6.Наличие представлений о частях суток  (Когда завтракают – вечером или утром? Обедают утром или днем?  Что бывает раньше - обед или ужин?)

7.Сформированность представлений о временах года.

8.Знание содержания работы учителя, врача, строителя, портнихи и инструментов,                                                                                           используемых в их работе.

9.Сформированность представлений об ориентировке в пространстве на примере своего тела.

  1. Знание особенностей своего организма и здоровья.

11.Представления о действиях в случае поломки чужой вещи.

12.Знание основных и 2-3 оттеночных цветов.

13.Знание правил дорожного движения.

14.Понимание того, как обращаться с огнем,  электроприборами.

15.Сформированность представлений об элементарной помощи в случае простой травмы

 ( смазать йодом, положить компресс, перевязать).

7 лет

1.Знание своей фамилии, имени, отчества, точной даты рождения, адреса.

  1. Знание имени, отчества своих родителей, учителей.

3.Знание мест работы родителей, их профессии.

  1. Наличие представлений о Республике Беларусь, ее столице.

5.Знание состава семьи, ориентация в родственных связях.

6.Знание признаков времен года, их последовательность.

7.Знание последовательности дней недели.

8.Знание основных правил личной гигиены.

9.Знание животных и растений ближайшего природного окружения и различных природных зон.

10.Знание зимующих и перелетных птиц.

11.Наличие представлений об уходе за животными и растениями.

  1. Наличие представлений о действиях в экстремальных ситуациях (гроза, пожар, гололед, наводнение).

13.Знание правил безопасного поведения на улице и в помещении.

свернуть

Продолжительность занятий

Продолжительность занятий зависит от возраста детей и формы проведения:

 

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Дошкольники

2-я младшая группа

(от 3 до 4 лет)

15 минут

15 минут

10-15 минут

Средняя группа

 (от 4 до 5 лет)

20-25 минут

15-20 минут

15-20 минут

Старшая группа

 (от 5  до 6 лет)

25-30 минут

20-25 минут

15-25 минут

свернуть

Развитие речи ребенка от 3 лет до 6 лет в норме и патологии

Развитие речи ребенка от 3 лет до 6 лет в норме и патологии

3 года

 

Норма

 

 

Патология

 

·        Употребляет разные части речи.

·        Обозначает словами результат сравнения предметов, игрушек, картинок.

·        Понимает и употребляет обобщающие понятия.

·        Называет слова

с противоположным значением.

·        Образовывает названия детенышей животных.

·        Согласовывает существительные и прилагательные   в роде и числе.

·        Употребляет имена существительные единствен­ного и множественного числа в родительном падеже.

·        Понимает и употребляет пространственные предлоги (в, на, под, за, около).

·        Произносит правильно гласные звуки и большую часть согласных звуков.

·        Имитирует различные шумы, голоса животных.

·         С трудом воспринимает речь окружающих; реагирует на имя.

·        Сохранна способность к  речевому подражанию.

·        Широко использует паралингвистические средства общения (жесты, мимика);

·        Крайняя бедность словарного запаса.

·        Пассивный словарь шире активного.

·        Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звукокомплексов (заменителей слов).

·        Многоцелевое использование слов:  одним словом обозначает название, признак и действие предмета.

·        Фраза состоит из лепетных слов, мало понятна  вне ситуации.

 

Заключение учителя-дефектолога:

Общее недоразвитие речи (I уровень речевого развития)

 

 

4 года

Норма

Патология

Словарь

•          Понимает и употребляет обобщающие слова (фрукты, овощи, чайная и столовая посуда).

•         Называет действия, связанные       

с движением.

•         Подбирает определения к заданным словам.

•         Сравнивает предметы  по размеру, цвету, величине.

•          Подбирает слова, близкие и противоположные по смыслу.

•         Понимает многозначность слова.

Грамматика

•         Согласовывает слова в роде, числе, падеже.

•         Составляет предложения разных типов.

Звуковая культура речи

•         Произносит правильно шипящие, свистящие, сонорные  звуки.

•         Произносит фразы с вопросительной, повествовательной, восклицательной интонацией.  

Связная речь

•         Пересказывает короткие сказки и рассказы с незнакомым ему ранее содержанием.

•         Составля­ет рассказ по картинке или игрушке совместно со взрослым. Составляет рассказ из личного опыта.

•         Описывает предмет или игрушку.

Обучение грамоте

•          Различает на слух твердые и мягкие парные согласные звуки.

•         Определяет и изолированно произносит первый звук в слове.

•         Называет слова с заданным звуком, ориентируется на твердое или мягкое произнесение согласного.

Словарь

·        Представления об окружающем мире фрагментарны.

·        Понимает и выполняет простые инструкции, связанные с обиходным  предметным миром.

·        Ограниченное использование существительных, глаголов, прилагательных, местоимений.

·        Многозначное употребление слов.

·        Множественные семантические замены.

Грамматический строй речи

·        Использует аморфные слова, отдельные - с   признаками рода, лица, числа, падежа.

·        Использует простые предлоги или их лепетные варианты.

·         Употребляет односложные или простые предложения из 2-3 слов.

Связная речь

·         Отвечает  на вопросы, связанные с семьей, знакомыми явлениями, по картинке.

·        При пересказе короткого текста характерна потеря сюжетной линии.

·         Отмечается резко выраженный аграмматизм.

·        Речь мало понятна из-за выраженных нарушений слоговой  структуры слов. 

 

Заключение учителя-дефектолога:

Общее недоразвитие речи (II уровень речевого развития)

 

5 лет

 

Норма

Патология

 

Словарь

·        Различает обобщающие понятия.

·        Имеет запас синонимов, антонимов, много­значных слов.

Грамматика

·        Образовывает имена существительные

с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами.

·        Подбирает однокоренные слова.

·        Употребляет предложения разных типов.

Звуковая культура речи

·        Различает свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие.

·        Подбирает слова и фразы, сходные по звучанию.

·        Различает правильное                           и неправильное произношение.

 Связная речь

·        Воспроизводит художественный текст без помощи взрослого.

·        Составляет самостоятельно   повествовательный рассказ по содержанию картины.

Обучение грамоте

·        Проводит языковой анализ и синтез на уровне трехсложных слов и короткого предложения.

·        Проводит звуковой анализ трех-, четырех-, пятизвуковых слов различной звуковой структуры.

·        Знает, что звуки, слоги в слове,           слова в предложении произносятся    в определенной последовательности.

 

 

Словарь

·        Незнание многих слов и выражений.

·        Смешение значений слов, близких по звучанию, взаимозамещение признаков.

·        В активном словаре   преобладают

существительные и глаголы, мало прилагательных, наречий.

Грамматический строй речи

·        Частичная сформированность ряда грамматических  форм и категорий языка.

·        Ошибки при употреблении простых предлогов, сложные  предлоги отсутствуют.

·        Допускается пропуск и перестановка членов предложения.

•         Нарушена синтаксическая связь между предложениями.

Фонематическое восприятие

·        Трудности  различения                                 в произношении и на слух близких звуков.

·        Искажение слоговой структуры и звуконаполняемости слов.

·        Отсутствуют навыки контроля  и оценки своей речи.

Связная речь

·        Бедность и однообразие используемых языковых средств.

·        Использует простые распространенные предложения                  и некоторые виды сложных.

·        Фразы короткие, малоинформативные.

·        Нарушена связность                                 и последовательность рассказа,                   изложение фрагментарно.

Заключение учителя-дефектолога:

Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития)

6 лет

Норма

Патология

Словарь

·        Оформляет речью результат сопоставления предметов и явлений по времен­ным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу, качеству. 

 

 

 

 

 

 

 

 Грамматика

·        Образовывает трудные формы повелительного и со­слагательного наклонения глаголов, родительного падежа существительных.

·        Выбирает словообразовательные пары (учит, книга, ручка, учитель).

·        Употребляет предложения разных типов.

 Звуковая культура речи

·        Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания, условий общения.

·        Подбирает слова и фразы, сходные по звучанию.

·        Различает свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие - изолированные, в словах и фразовой речи.

·         Дифференцирует пары звуков с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, л - р.

 

 

 

 

 

 

Связная речь

·        Интонационно передает диалог действующих лиц и характеристику персонажей.

·        Составляет самостоятельно описательный   рассказ по содержанию картины, придумывает название рассказу в соответствии с содержанием; составляет повествовательный рассказ или сказку об игруш­ках.

·        Рассказывает из личного опыта.

 

 

Обучение грамоте

·        Подбирает слова с разной длительностью звучания, похожие и непохожие по звучанию.

·        Подбирает слова с заданным звуком.

·         Определяет словесное ударение и его место в структуре анализируемого слова.

·        Произносит слова с постоянным и перенесенным ударением.

·         Правильно употребляет в речи термины: “предложение”, “слово”, “слог”, “ударный слог”, “звук”, “гласный звук”, “твердый согласный звук”, “мягкий согласный звук’’, “ударный глас­ный звук”, “безударный гласный звук”.

 

Словарь

·        Достаточно разнообразный предметный словарь.

·        Использование стереотипных формулировок при обозначении действий                        и признаков.

·        Замена слов, близких по ситуации, смешение признаков.

·        Трудности  подбора антонимических пар.

·        Неточное понимание                                  и употребление пословиц, слов              с переносным значением.

 

Грамматический строй речи

·        Сформированы наиболее употребительные грамматические категории.

·        Нарушено согласование существительных                                    и прилагательных, употребляемых в Р. и В. падежах.

·        Допускается смешение видовых и родовых понятий.

 

Фонематический слух  Звукопроизношение

·    Затруднения при воспроизведении слов сложного слогового состава                                  и  звуконаполняемости;

·    Низкий уровень дифференцированного восприятия фонем. 

·    Отсутствие грубых нарушений звукопроизношения.

·        Недостаточная дифференциация отдельных звуков, нечёткость произношения фонем позднего онтогенеза (р-рь, л-ль, ш-щ-ч, с-ц).

          Связная речь

 

·        Пользуется простыми и сложными предложениями.

·        По вопросному плану составляет рассказ по картине, описывает предметы.

·        Затруднена передача логической последовательности событий.

·         Речь недостаточно внятная            и выразительная.

 

Заключение учителя-дефектолога:

 

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи

 

 

свернуть

Логопедический словарь

Логопедический словарь для родителей

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).

Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.

свернуть

Зачисление в ПКПП

Зачисление в пункт коррекционно-педагогической помощи

Зачисление детей на пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи.

Для получения заключения, на основании которого производится зачисление, необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК) в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ВГЦКРОиР) , расположенного по адресу: г.Витебск, ул.26 июня, дом 5, телефон для записи на комиссию: 661394, сайт: https://ckroir-vitebsk.schools.by

Для прохождения  ПМПК необходимы следующие документы:

  • выписка из медицинской карты 
  • справка от психиатра 
  • психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, которое посещает ребёнок;

Психолого-медико-педагогическое обследование осуществляется в присутствии законных представителей ребёнка. По результатам обследования выдаётся заключение.

С заключением ВГЦКРОиР необходимо прийти к учителю-дефектологу  для зачисления ребёнка на занятия или постановки на очередь.

Приём детей на пункт, осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на базе которого открыт пункт, с согласия законных представителей на основании списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденного директором ВГЦКРОиР.

свернуть

О ПКПП

ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи- форма организации коррекционно-речевой помощи детям с нарушениями речи. 

Основной целью деятельности пункта является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования и имеющим стойкие или временные трудности в ее освоении.

В ПКПП в первую очередь принимаются дети, нарушения психофизического развития которых препятствуют успешному освоению ими образовательной программы дошкольного образования.

 При наличии свободных мест в ПКПП могут зачисляться обучающиеся из других учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

Зачисление в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:

 -заключения ЦКРОиР (центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации) с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи;

 -заявления законного представителя воспитанника с особенностями психофизического развития.

 Основные направления работы:

- исправление звукопроизношения;

-совершенствование грамматического и лексического строя речи;

-развитие фонематических процессов;

-развитие подвижности органов артикуляции, общей и мелкой моторики.

 

свернуть

График работы

ГРАФИК РАБОТЫ

Учителя-дефектолога

Ольшанко Екатерины Михайловны

на 2019/2020 учебный год

 

Понедельник

8.30-12.30

ГУО «Ясли-сад №23»

Вторник

8.30-12.30

ГУО «Санаторный ясли-сад №37»

Среда

15.00-16.30

ГУО «Ясли-сад №23»;

16.35-19.00

ГУО «Санаторный ясли-сад №37»

Четверг

8.30-12.30

ГУО «Ясли-сад №23»

Пятница

8.30-12.30

ГУО «Санаторный ясли-сад №37»

Консультации:

Первая среда месяца консультативная работа

с представителями воспитанников

зачисленных в ПКПП

 

 

Вторая среда месяца консультативная работа

с представителями воспитанников

не зачисленных в ПКПП

 

 

свернуть