|
Учитель-дефектолог |
Ольшанко Екатерина Михайловна |
ПКПП (Пункт коррекционно-педагогической помощи)
Критерии определения уровня осведомленности детей
Критерии определения уровня осведомленности детей
5 лет
1.Знание своего имени, фамилии, домашнего адреса.
2.Понимание значения слов: имя, возраст, родители, семья.
3.Называние своего города, улицы, на которой живет.
4.Знание профессий взрослых (повар, строитель, шофер, продавец); инструментов, приспособлений, необходимых для работы.
- Знание некоторых учреждений, предприятий (детский сад, магазин, больница, парикмахерская).
6.наличие представлений о разных видах транспорта ( наземный, воздушный, водный) и его назначения ( грузовой ,пассажирский).
- Знание основных частей машины (руль, колесо, кабина, кузов).
- Знание правил дорожного движения (назначение светофора, правила перехода через улицу).
- Наличие представлений о строении растений (корень, стебель, листья, цветы).
10.Распознавание лесных ягод (1-2 вида).
11.Распознавание съедобных и несъедобных грибов (2-3 вида).
- Представления о месте, где растут те или иные растения.
13.Знание жизни диких животных ( белка, еж, заяц, приспособление их к среде обитания).
14.Знание домашних животных (овца, корова, свинья, собака, кошка).
15.Распознавание 3-4 видов птиц, насекомых.
16.Определение состояния погоды, времени года.
17.Наличие представлений о некоторых органах человека (сердце, уши, глаза, нос) и их назначении.
18.Знание предметов бытовой техники и ее назначении (пылесос, мясорубка, стиральная машина).
6 лет
- Знание своего имени, отчества, фамилии, домашнего адреса, номера телефона.
2.Знание имени и отчества родителей, ближайших родственников.
3.Знание места работы родителей.
4.Знание имен и возраста братьев и сестер, кто старше.
5.Наличие представлений об образовании полного имени и отчества.
6.Наличие представлений о частях суток (Когда завтракают – вечером или утром? Обедают утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин?)
7.Сформированность представлений о временах года.
8.Знание содержания работы учителя, врача, строителя, портнихи и инструментов, используемых в их работе.
9.Сформированность представлений об ориентировке в пространстве на примере своего тела.
- Знание особенностей своего организма и здоровья.
11.Представления о действиях в случае поломки чужой вещи.
12.Знание основных и 2-3 оттеночных цветов.
13.Знание правил дорожного движения.
14.Понимание того, как обращаться с огнем, электроприборами.
15.Сформированность представлений об элементарной помощи в случае простой травмы
( смазать йодом, положить компресс, перевязать).
7 лет
1.Знание своей фамилии, имени, отчества, точной даты рождения, адреса.
- Знание имени, отчества своих родителей, учителей.
3.Знание мест работы родителей, их профессии.
- Наличие представлений о Республике Беларусь, ее столице.
5.Знание состава семьи, ориентация в родственных связях.
6.Знание признаков времен года, их последовательность.
7.Знание последовательности дней недели.
8.Знание основных правил личной гигиены.
9.Знание животных и растений ближайшего природного окружения и различных природных зон.
10.Знание зимующих и перелетных птиц.
11.Наличие представлений об уходе за животными и растениями.
- Наличие представлений о действиях в экстремальных ситуациях (гроза, пожар, гололед, наводнение).
13.Знание правил безопасного поведения на улице и в помещении.
Продолжительность занятий
Продолжительность занятий зависит от возраста детей и формы проведения:
|
Групповые |
Подгрупповые |
Индивидуальные |
Дошкольники |
|||
2-я младшая группа (от 3 до 4 лет) |
15 минут |
15 минут |
10-15 минут |
Средняя группа (от 4 до 5 лет) |
20-25 минут |
15-20 минут |
15-20 минут |
Старшая группа (от 5 до 6 лет) |
25-30 минут |
20-25 минут |
15-25 минут |
Развитие речи ребенка от 3 лет до 6 лет в норме и патологии
Развитие речи ребенка от 3 лет до 6 лет в норме и патологии
3 года
Норма
|
Патология
|
· Употребляет разные части речи. · Обозначает словами результат сравнения предметов, игрушек, картинок. · Понимает и употребляет обобщающие понятия. · Называет слова с противоположным значением. · Образовывает названия детенышей животных. · Согласовывает существительные и прилагательные в роде и числе. · Употребляет имена существительные единственного и множественного числа в родительном падеже. · Понимает и употребляет пространственные предлоги (в, на, под, за, около). · Произносит правильно гласные звуки и большую часть согласных звуков. · Имитирует различные шумы, голоса животных. |
· С трудом воспринимает речь окружающих; реагирует на имя. · Сохранна способность к речевому подражанию. · Широко использует паралингвистические средства общения (жесты, мимика); · Крайняя бедность словарного запаса. · Пассивный словарь шире активного. · Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звукокомплексов (заменителей слов). · Многоцелевое использование слов: одним словом обозначает название, признак и действие предмета. · Фраза состоит из лепетных слов, мало понятна вне ситуации.
|
Заключение учителя-дефектолога: Общее недоразвитие речи (I уровень речевого развития)
|
4 года
Норма |
Патология |
Словарь • Понимает и употребляет обобщающие слова (фрукты, овощи, чайная и столовая посуда). • Называет действия, связанные с движением. • Подбирает определения к заданным словам. • Сравнивает предметы по размеру, цвету, величине. • Подбирает слова, близкие и противоположные по смыслу. • Понимает многозначность слова. Грамматика • Согласовывает слова в роде, числе, падеже. • Составляет предложения разных типов. Звуковая культура речи • Произносит правильно шипящие, свистящие, сонорные звуки. • Произносит фразы с вопросительной, повествовательной, восклицательной интонацией. Связная речь • Пересказывает короткие сказки и рассказы с незнакомым ему ранее содержанием. • Составляет рассказ по картинке или игрушке совместно со взрослым. Составляет рассказ из личного опыта. • Описывает предмет или игрушку. Обучение грамоте • Различает на слух твердые и мягкие парные согласные звуки. • Определяет и изолированно произносит первый звук в слове. • Называет слова с заданным звуком, ориентируется на твердое или мягкое произнесение согласного. |
Словарь · Представления об окружающем мире фрагментарны. · Понимает и выполняет простые инструкции, связанные с обиходным предметным миром. · Ограниченное использование существительных, глаголов, прилагательных, местоимений. · Многозначное употребление слов. · Множественные семантические замены. Грамматический строй речи · Использует аморфные слова, отдельные - с признаками рода, лица, числа, падежа. · Использует простые предлоги или их лепетные варианты. · Употребляет односложные или простые предложения из 2-3 слов. Связная речь · Отвечает на вопросы, связанные с семьей, знакомыми явлениями, по картинке. · При пересказе короткого текста характерна потеря сюжетной линии. · Отмечается резко выраженный аграмматизм. · Речь мало понятна из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов.
|
Заключение учителя-дефектолога: Общее недоразвитие речи (II уровень речевого развития) |
5 лет
Норма |
Патология |
Словарь · Различает обобщающие понятия. · Имеет запас синонимов, антонимов, многозначных слов. Грамматика · Образовывает имена существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами. · Подбирает однокоренные слова. · Употребляет предложения разных типов. Звуковая культура речи · Различает свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие. · Подбирает слова и фразы, сходные по звучанию. · Различает правильное и неправильное произношение. Связная речь · Воспроизводит художественный текст без помощи взрослого. · Составляет самостоятельно повествовательный рассказ по содержанию картины. Обучение грамоте · Проводит языковой анализ и синтез на уровне трехсложных слов и короткого предложения. · Проводит звуковой анализ трех-, четырех-, пятизвуковых слов различной звуковой структуры. · Знает, что звуки, слоги в слове, слова в предложении произносятся в определенной последовательности.
|
Словарь · Незнание многих слов и выражений. · Смешение значений слов, близких по звучанию, взаимозамещение признаков. · В активном словаре преобладают существительные и глаголы, мало прилагательных, наречий. Грамматический строй речи · Частичная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. · Ошибки при употреблении простых предлогов, сложные предлоги отсутствуют. · Допускается пропуск и перестановка членов предложения. • Нарушена синтаксическая связь между предложениями. Фонематическое восприятие · Трудности различения в произношении и на слух близких звуков. · Искажение слоговой структуры и звуконаполняемости слов. · Отсутствуют навыки контроля и оценки своей речи. Связная речь · Бедность и однообразие используемых языковых средств. · Использует простые распространенные предложения и некоторые виды сложных. · Фразы короткие, малоинформативные. · Нарушена связность и последовательность рассказа, изложение фрагментарно. |
Заключение учителя-дефектолога: Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития) |
6 лет
Норма |
Патология |
Словарь · Оформляет речью результат сопоставления предметов и явлений по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу, качеству.
Грамматика · Образовывает трудные формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов, родительного падежа существительных. · Выбирает словообразовательные пары (учит, книга, ручка, учитель). · Употребляет предложения разных типов. Звуковая культура речи · Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания, условий общения. · Подбирает слова и фразы, сходные по звучанию. · Различает свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие - изолированные, в словах и фразовой речи. · Дифференцирует пары звуков с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, л - р.
Связная речь · Интонационно передает диалог действующих лиц и характеристику персонажей. · Составляет самостоятельно описательный рассказ по содержанию картины, придумывает название рассказу в соответствии с содержанием; составляет повествовательный рассказ или сказку об игрушках. · Рассказывает из личного опыта.
Обучение грамоте · Подбирает слова с разной длительностью звучания, похожие и непохожие по звучанию. · Подбирает слова с заданным звуком. · Определяет словесное ударение и его место в структуре анализируемого слова. · Произносит слова с постоянным и перенесенным ударением. · Правильно употребляет в речи термины: “предложение”, “слово”, “слог”, “ударный слог”, “звук”, “гласный звук”, “твердый согласный звук”, “мягкий согласный звук’’, “ударный гласный звук”, “безударный гласный звук”.
|
Словарь · Достаточно разнообразный предметный словарь. · Использование стереотипных формулировок при обозначении действий и признаков. · Замена слов, близких по ситуации, смешение признаков. · Трудности подбора антонимических пар. · Неточное понимание и употребление пословиц, слов с переносным значением.
Грамматический строй речи · Сформированы наиболее употребительные грамматические категории. · Нарушено согласование существительных и прилагательных, употребляемых в Р. и В. падежах. · Допускается смешение видовых и родовых понятий.
Фонематический слух Звукопроизношение · Затруднения при воспроизведении слов сложного слогового состава и звуконаполняемости; · Низкий уровень дифференцированного восприятия фонем. · Отсутствие грубых нарушений звукопроизношения. · Недостаточная дифференциация отдельных звуков, нечёткость произношения фонем позднего онтогенеза (р-рь, л-ль, ш-щ-ч, с-ц). Связная речь
· Пользуется простыми и сложными предложениями. · По вопросному плану составляет рассказ по картине, описывает предметы. · Затруднена передача логической последовательности событий. · Речь недостаточно внятная и выразительная.
|
Заключение учителя-дефектолога:
Нерезко выраженное общее недоразвитие речи
|
Логопедический словарь
Логопедический словарь для родителей
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).
Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.
Зачисление в ПКПП
Зачисление в пункт коррекционно-педагогической помощи
Зачисление детей на пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи.
Для получения заключения, на основании которого производится зачисление, необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК) в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ВГЦКРОиР) , расположенного по адресу: г.Витебск, ул.26 июня, дом 5, телефон для записи на комиссию: 661394, сайт: https://ckroir-vitebsk.schools.by
Для прохождения ПМПК необходимы следующие документы:
- выписка из медицинской карты
- справка от психиатра
- психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, которое посещает ребёнок;
Психолого-медико-педагогическое обследование осуществляется в присутствии законных представителей ребёнка. По результатам обследования выдаётся заключение.
С заключением ВГЦКРОиР необходимо прийти к учителю-дефектологу для зачисления ребёнка на занятия или постановки на очередь.
Приём детей на пункт, осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на базе которого открыт пункт, с согласия законных представителей на основании списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденного директором ВГЦКРОиР.
О ПКПП
ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи) - форма организации коррекционно-речевой помощи детям с нарушениями речи.
Основной целью деятельности пункта является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования и имеющим стойкие или временные трудности в ее освоении.
В ПКПП в первую очередь принимаются дети, нарушения психофизического развития которых препятствуют успешному освоению ими образовательной программы дошкольного образования.
При наличии свободных мест в ПКПП могут зачисляться обучающиеся из других учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
Зачисление в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:
-заключения ЦКРОиР (центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации) с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи;
-заявления законного представителя воспитанника с особенностями психофизического развития.
Основные направления работы:
- исправление звукопроизношения;
-совершенствование грамматического и лексического строя речи;
-развитие фонематических процессов;
-развитие подвижности органов артикуляции, общей и мелкой моторики.
График работы
ГРАФИК РАБОТЫ
Учителя-дефектолога
Ольшанко Екатерины Михайловны
на 2019/2020 учебный год
Понедельник |
8.30-12.30 ГУО «Ясли-сад №23» |
Вторник |
8.30-12.30 ГУО «Санаторный ясли-сад №37» |
Среда |
15.00-16.30 ГУО «Ясли-сад №23»; 16.35-19.00 ГУО «Санаторный ясли-сад №37» |
Четверг |
8.30-12.30 ГУО «Ясли-сад №23» |
Пятница |
8.30-12.30 ГУО «Санаторный ясли-сад №37» |
Консультации: |
|
Первая среда месяца консультативная работа с представителями воспитанников зачисленных в ПКПП
|
|
Вторая среда месяца консультативная работа с представителями воспитанников не зачисленных в ПКПП |